Экологическая тропа

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Для создания учебных экологических троп подходят леса, лесопарки, зоны отдыха, зелёные зоны городов, окрестности школ, лагерей. Сам процесс создания и последующего использования экологических троп несёт в себе большой воспитательный и образовательный эффект.

Во-первых, сам процесс оборудования тропы силами учащихся позволяет руководителям создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле образования и воспитания школьников. Во-вторых, оборудованная тропа помогает организовать учебно-воспитательную деятельность учителей и учащихся, в-третьих, она несёт информацию для тех посетителей, которые проходят по ней самостоятельно, без экскурсоводов.

Протяжённость учебной тропы обуславливается временем, в течение которого может проводиться экскурсия. Для взрослых (старшеклассников) – это два, два с половиной часа. Для малышей проводятся ознакомительные экскурсии на отрезке маршрута продолжительностью 30-40 минут. Школьники средних возрастов проходят на экскурсии весь маршрут, но знакомятся не со всеми объектами (1,5 часа).

Типы учебных троп

Основным критерием классификации троп природы следует считать их назначение:

– прогулочно – познавательные;

– познавательно – туристические;

– учебные экологические тропы.

Учебные экологические тропы – это наиболее специализированные для целей обучения маршруты в природе. Их протяжённость не превышает 2км. из расчёта проведения учебных экскурсий до трёх часов. Тропы рассчитаны на посещение их учащимися разных типов учебных заведений.  Движение по маршруту организуется преимущественно под руководством педагога или экскурсовода из числа учащихся. Можно и самостоятельно посетить тропу, ориентируясь по указательным знакам и информационным щитам. Тропы должны быть легкодоступными для учащихся. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладываются в парках, лесопарках, зелёных зонах вблизи населённых пунктов.

Основные посетители тропы – организованные учебные группы от младших школьников до педагогов. Соответственно и время движения по тропе колеблется от 30–40 минут до трёх часов. В целях пропаганды экологических знаний учащиеся могут организовывать временные группы посетителей из числа родителей.

По своему содержанию тропы такого типа комплексные. Прохождение по ним направленно на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развития навыков экологической оценки его результатов, а также воспитания у посетителей экологической этики.

Организация экологической тропы

От формы организации зависит и способ оборудования тропы. Тропы бывают оборудованы информационными щитами на каждой точке – остановке столбиками-указателями и совсем немаркированные на местности. Первые тропы предназначены, в основном, для самостоятельного прохождения, но не исключается и проведение групповой экскурсии.

По тропам со столбиками – указателями могут идти либо организованные экскурсии, либо самостоятельные группы (или отдельные посетители), но в этом случае их необходимо снабдить буклетами-путеводителями.

Большую воспитательную роль играет сам процесс организации и оборудования учебных экологических троп. Учебные тропы рассчитаны на организацию силами общественности, и в первую очередь, молодёжи. Создаётся инициативная группа по организации учебной тропы. В неё привлекают учителей разных предметов, старшеклассников.

Важнейшим этапом в создании учебной экологической тропы является создание единого документа-паспорта тропы.

Паспорт на учебную экологическую тропу

Местонахождение

Проезд далее пешком

Землепользователь

Значение тропы

Направление маршрута

(указать азимуты, ориентиры на местности и расстояние между ними)

Режим использования

Необходимые мероприятия

Ответственный за охрану тропы

Шефствующие учреждения Тропа создана

Приложения: а) карта-схема маршрута, б) описание экскурсионных объектов

Требования к выбору маршрута

1.Привлекательность троп для посетителей складывается из таких компонентов как:

– красота природы, её своеобразия и разнообразия.

– каждая тропа должна быть непохожа на другие;

– тропа не должна быть монотонной;

– критерием выбора трассы тропы могут стать и наличие памятников архитектуры и этнографии, исторические места.

– выбирая трассу тропы, наиболее привлекательную для посетителей, нельзя забывать о необходимости соблюдения природоохранных требований. Маршрут следует планировать таким образом, чтобы он, по  возможности, обходил стороной места обитания редких видов флоры и фауны, занесённых в Красную книгу или охраняемых специальными постановлениями.

2.Доступность для посетителей.

– необходимо, чтобы учебная тропа располагалась сравнительно недалеко от населённого пункта и чтобы к её началу вели хорошие подъездные пути; посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому моменту, как он сделает первый шаг по тропе;

– сама трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности для прохождения.

3.Информативность, т.е. способность удовлетворять

– познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем, – непременное свойство троп;

– развитие способностей и потребностей к познанию природы на тропе осуществляют с помощью буклетов, плакатов, щитов, рассказов экскурсоводов, умелой планировки тропы. Желательно, чтобы путь от одного уникального объекта до другого проходил по территории, на которой можно было бы показать весь спектр ландшафтов, типичных для данного района;

– с информативностью тропы связано то обстоятельство, что учебные тропы создаются не только там, где есть большое количество уникальных объектов, пользующихся заслуженным вниманием и интересом у населения, но и там, где их нет. В таких местах учебная тропа помогает всесторонне ознакомиться с привычными ландшафтами и их элементами. При этом учебная тропа должна быть спланирована таким образом, чтобы делать вполне точное и достаточное представление обо всей посещаемой территории.

Оборудование экологической тропы

Оно начинается с прокладки на местности маршрута тропы и составления крупномасштабной картосхемы. Целесообразно провести обследование местности радиусом 50 м от полотна тропы, чтобы выявить интересные экскурсионные объекты или наметить места для их последующего создания.

После изготовления картосхемы на один из экземпляров наносится обозначение всех имеющихся на местности объектов экскурсий. На другом экземпляре карты обозначаются те объекты, которые планируется создать в ходе оборудования тропы. Предварительно инициативная группа совместно с консультантами тщательно обследует маршрут тропы и, в соответствии с конкретными условиями, выявляет места установки информационных досок, экологических знаков и указателей, оборудования обзорных точек, мостиков, переходов, мест отдыха. Для школьников все обозначения па рабочей картосхеме лучше проводить нумерацией. На том месте, где расположен экскурсионный объект, на карту наносят точку, пишут порядковую цифру и обводят кружочком. Для удобства работы экскурсоводов цифровые обозначения лучше проводить цветными фломастерами. Так, например, все натуральные объекты обозначают зеленым цветом, антропогенные — красным, информационные — черным.

Нередко необходимые экскурсионные объекты экологической тропы расположены в стороне от маршрута или вовсе отсутствуют. Вместе с активом учащихся педагог планирует работу по комплектации тропы необходимыми объектами. Например, можно использовать покинутые, но хорошо сохранившиеся гнезда птиц, особенно врановых, хищников. Их аккуратно переносят и укрепляют в естественной обстановке в зоне тропы.

На посетителей тропы разного возраста положительный воспитывающий эффект оказывают результаты труда школьников по защите и улучшению природного окружения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно полезные дела природоохранительного характера. Для этого можно рекомендовать создание микрозаказников для насекомых, пробных площадок с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц. Их успешно можно использовать для проведения исследовательской работы школьников в рамках изучения программного материала по зоологии и внеклассных занятий. Полученные учащимися результаты и выводы исследовательской работы на пробных площадках используются экскурсоводами для экологического просвещения посетителей тропы.

Целый ряд объектов школьники могут создать своими руками, искусно вписав их в ландшафт, окружающий тропу, например, на небольшом лесном ручье соорудить плотину. Установить поблизости натуральные погрызы деревьев животными. А в ближайшем к тропе овраге можно создать модель почвоэрозионного процесса и показать способы борьбы с этим грозным явлением разрушения почвы.

Одной из задач экологического образования является форми­рование бережного отношения к лекарственным, редким и исчезающим видам. На внеклассных занятиях школьники могут заложить в зоне маршрута тропы серию ботанических площадок. На них с учетом экологических требований высаживаются лекарственные растения, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности.

Не следует обозначать такие растения указателями, сведения о них целесообразно включать в рассказ экскурсовода или текст буклета.

Известно, что обугленные пятна кострищ разрушают природ­ную среду. Особенно много их в зонах неорганизованного отдыха. Большинство любителей посидеть у костра на природе не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно всемерно пропагандировать на маршруте тропы. Полезно оборудовать в зоне маршрута тропы показательное место отдыха с очагом.

Для обучения посетителей правилам восстановления почвенного плодородного слоя на маршруте тропы целесообразно иметь кострище со снимаемым дерном, образцы восстановленной почвы на старых кострищах. Особое эмоциональное воздействие  производит на многих посетителей тропы сравнительный показ экскурсоводом кострищ разного возраста. На них видно, как много требуется лет, чтобы на сожженной земле снова зазеленела трава.

Провести полноценную по информативности экскурсию по природной тропе непросто даже квалифицированному экскурсоводу, поскольку природа весьма динамична, а демонстрация некоторых объектов или явлений (следы животных, фенофазы растений, атмосферные процессы и др.) требует от экскурсовода постоянной готовности к их появлению или исчезновению, широкой эрудиции и наблюдательности, отличного знания местных условий.

Проведение даже коротких экскурсий по тропе  дает экскурсантам несравненно больше, чем знакомство с тем же материалом по книге или телефильму, а однако возможность, не торопясь, вникнуть в жизнь природы, разобраться в характере влияния на нее человека появляется только во время более или менее продолжительного пребывания на тропе.

Но как бы хорошо ни был подготовлен экскурсовод, эффективность его работы во многом зависит от правильного формирования группы посетителей троп.

Поэтому в организации путешествия по природной тропе большое значение имеет предварительная информация участников о характере препятствий на маршруте, его протяженности, необходимом снаряжении, достопримечательностях маршрута, особен­ностях природоохранного режима в его зоне.

Организация тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изуче­нию и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и — самое важное — принять посильное участие в трудовых природоохранных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательного отношения к природе.

Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.

Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, бригадно-групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используются проблемный и исследовательский методы обучения.

Работу по оборудованию тропы целесообразно проводить в такой последовательности.

Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят — организаторов и помощников учителя-куратора. Это могут быть объединенные общими интересами члены кружка, школьного клуба, научного общества или просто учащиеся разных классов одной школы. На этом этапе большую роль играет постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом учащихся, определение задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого ученика в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя группы.

Привлечение широкой общественности к созданию тропы имеет большое воспитывающее значение. Школьники гордятся участием в таком серьезном деле и берегут плоды труда своих рук.

Подготовка экскурсоводов играет большую роль в овладении навыками самообразования. Ребята учатся работать с научной и публицистической литературой, устанавливать связи между знаниями по разным предметам, анализируют отчеты своих товарищей, выполненные на экологической практике, которая включает и трудовую природоохранительную деятельность.

Интерес к рассказам экскурсоводов повышается, если они используют примеры из личных наблюдений в природе, из отчетов своих товарищей о работе, которую они выполнили по разным темам во время экологической практики в зоне тропы.

Экскурсантов часто интересуют сведения о практических природоохранительных делах школьников, о количестве ребят, работающих на экологической тропе, о личном отношении экскурсоводов к этой работе. В целом, проведение экскурсии по экологической тропе — это результат интеграции большого материала по изучению состояния местной природы, наконец, результата личного участия школьников в охране природных богатств своего края.