ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Назначение учебно-опытного участка, его структура.
1. Учебно-опытный участок создается в начальных, базовых, средних общеобразовательных школах, школах-интернатах всех типов для проведения в I–XI классах учебных занятий по природоведению, биологии, организации общественно полезного производительного труда, внеклассной юннатской, исследовательской и природоохранительной работы.
2.Выделение земельных участков школам для учебных целей проводится на основании решения исполнительного комитета.
3.Учебно-опытный участок городской школы, в которой трудовое обучение учеников V–VII классов не предусматривает сельскохозяйственных работ, должен иметь следующие отделы: коллекционный, цветочно-декоративный, дендрологический, а при наличии в школе условий – защищенный грунт, «зеленый класс».
4.На учебно-опытном участке средней общеобразовательной сельской школы организуются следующие отделы: полевых культур, овощных культур, плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, систематики растений, зоологический, начальных классов, дендрологический.
5.В состав участка может входить защищенный грунт, «зеленый класс», производственный отдел, подсобные помещения.
6.На учебно-опытном участке базовой школы организуются отделы овощных культур, плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, систематики растений, начальных классов, дендрологический, при наличии в школе условий – зоологический, защищенный грунт, производственный, «зеленый класс».
7.Площадь каждого отдела определяется руководством школы с учетом местных условий и количеством учеников, привлекаемых к работе.
8.Учебно-опытный участок начальной школы, а также отдел начальных классов базовых и средних школ составляются из делянок, на которых ученики I–IV классов выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения в соответствии с программами по труду.
9. В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборота важнейшие культуры данной зоны.
10. Отдел плодово-ягодных культур состоит из сада, ягодника и питомника. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения. В коллекционном отделе выращиваются типичные представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений, распространенные лекарственные, новые для данной местности культуры. В отдел систематики растений входят семейства, предусмотренные программой по биологии. В дендрологическом отделе создается коллекция древесных и кустарниковых растений. Защищенный грунт создается для выращивания овощных и цветочно-декоративных растений, рассады, размножения плодово-ягодных и декоративных растений. В зоологический отдел входит уголок живой природы, в зависимости от местных условий может входить крольчатник, птичник, пасека и т.д. В производственном отделе выращиваются овощи, картофель, фрукты и ягоды для школьной столовой. «Зеленый класс» предназначается для проведения вводного инструктажа, подведения результатов работы.
11. В подсобных помещениях хранятся сельскохозяйственный инвентарь, удобрения, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. Удобрения хранятся в специальной таре, с точными надписями названий.
В непосредственной близости от подсобных помещений устанавливается противопожарный инвентарь.
Для хранения семенного и посадочного материала, продукции, выращенной на территории земельного участка школы, создается хранилище.
Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с Типовым перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.
Вокруг участка сооружается естественная (из зеленых насаждений) или искусственная ограда. Участок обеспечивается водой для полива растений.
Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания учащихся в школьной столовой, заготовки кормов для животных, подсобного хозяйства, закладки семенного фонда.
1.2. Содержание и организация работы учащихся на учебно-опытном участке.
12. Основными направлениями деятельности учащихся на участке являются выращивание растений и животных, наблюдение за ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами по биологии, трудовому обучению, природоведению, кружковых занятий, а также опытовпо заданию ученых, специалистов сельского хозяйства.
13. Ученики работают на участке во время трудового обучения, изучения биологии, природоведения. На участке организуется общественно полезный производительный труд, производственная практика школьников, внеклассная юннатская, исследовательская и природоохранительная работа. Режим работы учеников на учебно-опытном участке устанавливается с учетом учебного плана.
14. Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, который является составной частью учебно-воспитательной работы школы. В него целесообразно включить следующие разделы: – анализ работы за предыдущий год;
– схема плана участка (масштаб произвольный); – тематика программных опытов;
– тематика исследований по заданию ученых, специалистов сельского хозяйства;
– материальное обеспечение проводимых работ (потребность в посевном и посадочном материале, инвентаре, удобрениях);
– общественно полезный производительный труд; – график летних работ учеников на участке;
– заготовка природного раздаточного материала для уроков;
– планируемый урожай сельскохозяйственных культур и объем товарной продукции зоологического отдела, пути их реализации.
15. Ежегодно, в начале учебного года, подводятся результаты работы на участке, организуется выставка, проводится «Праздник урожая».
16. Директор школы несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство работой на нем. Он вместе с педагогическим работником школы, который отвечает за организацию общественно полезного производительного труда, трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, обеспечивает: расстановку учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, лаборантов для руководства работой учеников; развитие материальной базы учебно-опытного участка; привлечение общественных организаций, родителей к участию в организации работы участка.
17. Непосредственное руководство работой на участке осуществляет заведующий учебно-опытным участком, назначенный директором школы, как правило, из числа учителей биологии и других учителей, имеющих со-ответствующую подготовку. В период отпуска заведующего учебно-опытным участком его замещает любой учитель, назначенный приказом директора школы. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевным и посадочным материалом, кормами, оборудованием и инвентарем; инструктирует учителей, воспитателей, лаборантов, которые привлекаются к работе на участке; обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.
Материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке, находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытным участком. Он ведет учет этих ценностей в установленном порядке.
Учителям за заведование учебно-опытным участком проводится дополнительная оплата в соответствии с действующим законодательством.
Установлены следующие нормы минимальных размеров учебно-опытных участков, за заведование которыми учителям проводится доплата:
– в средних школах городской местности
– в базовых и средних школах сельской местности
– в школах-интернатах всех типов городской местности – в школах-интернатах всех типов сельской местности
0,05 га; 0,25 га; 0,1 га; 1 га
В начальной школе непосредственное руководство работой на учебно-опытном участке осуществляет директор школы.
18. Заместитель (помощник) директора по хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевным и посадочным материалами, кормами, по реализации продукции, полученной на учебно-опытном участке, по охране участка.
19. Учителя, руководящие занятиями, работой учеников на учебно-опытном участке, обучают их правильным и безопасным приемам труда, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправностью и безопасной эксплуатацией оборудования и инвентаря.
20. Урожай со школьного учебно-опытного участка и средства, полученные от реализации продукции, используются: на приобретение оборудования и инвентаря для работы на школьном учебно-опытном участке, на организацию внеклассной работы, на премирование учеников, отличившихся в работе на участке, на проведение экскурсий, организацию горячего питания учеников, в первую очередь тех, кто проживает в школьных интернатах, на оказание помощи школьникам, имеющим в этом потребность.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛОВ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА
Учебно-опытный участок должен быть расположен непосредственно вблизи школы, иметь источник водоснабжения (водоем, колодец, пруд) и достаточное освещение.
При планировании участка не следует придерживаться стандартов, а в зависимости от его размеров, конфигурации, возможностей водоснабжения и контингента учащихся нужно педагогически обоснованно и агрономически грамотно расположить все отделы и постройки.
В целях правильного использования земельной площади, повышения плодородия почвы, рациональной борьбы с сорняками и повышения урожайности во всех основных отделах учебно-опытного участка необходимо организовать севообороты.
Отдел овощных культур – это один из основных отделов учебно-опытного участка. Включает открытый, закрытый и частично-защищенный грунт. Размеры полей этого отдела определяются количеством практических занятий, предусмотренных программой, количеством классов и учащихся, закрепленных за этим отделом, а также общим размером учебно-опытного участка. Отдел овощных культур обычно размещают вблизи источника водоснабжения, на участке с выровненным рельефом и почвенным плодородием, т.к. большинство овощных культур по своим биологическим особенностям являются требовательными к влаге и удобрениям.
Белорусский НИИ картофелеводства и плодоовощеводства рекомендует для школьного учебно-опытного участка следующие системы овощных севооборотов:
1 схема: I поле – однолетние кормовые культуры; II поле – капуста;
III поле – столовые корнеплоды (морковь, свекла); IV поле – огурец.
2 схема: I поле – однолетние кормовые культуры + укроп; II поле – огурец;
III поле – столовые корнеплоды (морковь, свекла); IV поле – томат.
Отдел полевых культур – в отделе размещаются основные зерновые, пропашные, кормовые, технические и другие культуры, имеющие большое производственное значение для данной зоны и отвечающие требованиям программы по биологии и сельскохозяйственному труду. Все полевые культуры размещают в системе севооборота с учетом их биологических и морфологических особенностей и отдачи максимальной потенциальной продуктивности. Высевают семена районированных и перспективных сортов полевых культур.
Белорусский научно-исследовательский институт земледелия для школьных учебно-опытных участков рекомендует следующие севообороты в зависимости от типа почв:
для супесчаных почв:
I поле – люпин на зеленую массу; II поле – озимые;
III поле – пропашные; IV поле – яровые зерновые;
V поле – зернобобовые, крупяные; VI поле – кукуруза;
VII поле – яровые зерновые.
для суглинистых почв:
I поле – люпин на силос и зеленый корм; II поле – озимые;
III поле – пропашные; IV поле – яровые зерновые; V поле – кормовые;
VI поле – технические; VII поле – озимые;
VIII поле – яровые зерновые.
Отдел плодово-ягодных культур занимает значительную площадь учебно-опытного участка и состоит из маточного сада, ягодника и плодово-ягодного питомника. В условиях севера Беларуси рекомендуется следующий породный состав плодовых растений: семечковые (яблоня, груша), косточковые (слива, вишня, алыча, черешня), ягодные (смородина, малина, земляника). При подборе сортового материала для посадки надо учесть, что ряд сортовых яблонь, груш, слив и вишен имеют стерильную пыльцу, и предусмотреть посадку сортов-опылителей. Плодово-ягодный питомник в отделе обычно представлен двумя школами – сеянцев и саженцев. В каждой школе рекомендуется растения выращивать в системе севооборота. Севооборот для школы сеянцев:
I поле – бобовые на зеленое удобрение; II поле – сеянцы;
III поле – овощные культуры. Севооборот для школы саженцев: I поле – дички;
II поле – однолетки; III поле – двулетки;
IV поле – овощные культуры;
V поле – черенки черной и красной смородины; VI поле – бобовые на зерно;
VII поле – бобовые на удобрение.
Для обоих отделов питомника часто вводят единый севооборот по следующей схеме:
I поле – картофель, корнеплоды; II поле – черенки смородины; III поле – сеянцы плодовых;
IV поле – вико-овсяная смесь;
V поле – сидеральные культуры; VI поле – подвои;
VII поле – однолетки; VII поле – двулетки.
Цветочно–декоративный отдел – не имеет определенных четко обозначенных границ, поскольку отдельные формы цветочных насаждений размещаются по всей территории учебно-опытного участка. Помимо учебного имеет большое эстетическое значение. При составлении плана размещения цветочно-декоративных растений необходимо учитывать время и продолжительность цветения различных видов, их отношение к свету, теплу, почве, влаге, особенность зрительного восприятия различных окрасок цветов и листьев, а также требования программы по биологии и сельскохозяйственному труду.
Цветочно-декоративный отдел обычно представлен следующими формами цветочных насаждений:
клумба – цветник, который имеет различные правильные геометрические контуры с одинаковыми взаимными перпендикулярами;
рабатка – цветочная грядка, размещенная вдоль дорожек, площадок или строений шириной 1,0–1,5 м, длиной до 10 м;
бордюр – окаймляет газоны, клумбы, рабатки и имеет ширину 0,1–1 м и длину от 10 м и более;
группа – посадки 2–3-х видов или сортов растений, сочетающихся по высоте, окраске и другим признакам;
миксбордер – смешанные посадки красивоцветущих растений, ко-торые размещают пятнами свободных очертаний;
газон – площадь с естественно или искусственно созданным сомк-нутым травяным покровом.
Коллекционный отдел – площадь этого отдела зависит от размера учебно-опытного участка и количества учащихся. Вся площадь коллекционного отдела разбивается на небольшие делянки размером 2–5 м2 при ширине делянки 1–1,5 м. Делянки отделяются друг от друга дорожками шириной 30–50 см.
На каждой делянке выращивается только один вид растений, относящихся к одной из следующих групп: зерновые, технические, овощные, кормовые, масличные, цветочно-декоративные, медоносные, лекарственные, представители дикой флоры.
В коллекцию растений каждой группы включают те виды и сорта, которые не выращиваются в отделах полевых и овощных культур.
Если размеры участка не позволяют отдельно организовать территорию коллекционного отдела, то можно выделить часть площади под кол-лекцию в каждом отделе.
Дендрологический отдел – содержит древесно-кустарниковые породы, наиболее распространенные в данной местности. Подбор деревьев и кустарников осуществляется с учетом почвенно-климатических условий района, биологических особенностей растений, характера объекта и вида посадки. При подборе растений следует учитывать их зимостойкость и за-сухоустойчивость, а также отношение к свету. Большое внимание уделяют также декоративным качествам растений: величине и форме кроны, характеру ветвления, окраске листьев и цветов, срокам цветения.
Отдел начальных классов включает четыре подотдела для каждого класса начальной школы. Во время работы на участке учащиеся начальных классов знакомятся с основными видами сельскохозяйственного труда, учатся пользоваться инвентарем.
В первом классе учащиеся учатся выращивать растения с крупными семенами (календула, настурция).
Во втором классе школьники изучают влияние намачивания семян на сроки их прорастания (горох, бобы).
В третьем классе ученикам объясняют влияние прореживания на урожай и размеры корнеплодов (свекла, морковь).
В четвертом классе учащиеся знакомятся с различными способами вегетативного размножения картофеля (клубнями, глазками, черенками).
Площадь участка для каждого из начальных классов определяется в зависимости от количества учеников из расчета 1 м2 на одного ученика.
Производственный отдел организуется только в сельской школе. Основная цель создания – обеспечение школы, уголка живой природы, крольчатника и т.д. овощами, фруктами, зеленью и другими продуктами питания. В данном отделе культуры выращиваются в системе севооборота, однако полевые опыты с растениями производственного отдела не проводятся. Площадь, выделенная под производственный отдел, зависит от возможностей школы (площадь земельных угодий, количество школьников и т.д.).
- СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ ШКОЛЫ
Ряд школ имеет малогабаритную технику, которая обеспечивает механизацию отдельных видов работ. При отсутствии малогабаритной техники для небольшой площади отделов учебно-опытного участка учащиеся выполняют практические работы вручную. Сельскохозяйственный инвентарь и различное оборудование хранятся в специально приспособленном сарае. В нем должны быть сооружены полки для мелкого инвентаря, стел-лажи для леек, ведер, ящиков, вмонтированные в стенку стойки для подвешивания лопат, мотыг, грабель; определенное место отводится для хранения рассадных ящиков, носилок, этикеток и т.п.
Наиболее часто используемый при проведении работ по уходу за почвой и растениями на школьном учебно-опытном участке инвентарь, а также оборудование показано на рисунках 1–4. Размеры рассадных ящиков и масса груза, разрешенных для переноски учащимися, приведены в таблице 6.
- ПРАВИЛА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ НА ШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ
1.На учебно-опытном участке следует выполнять только те виды работ, которые поручает учитель.
2.Перед началом работы следует подобрать исправный инвентарь соответствующих размеров. Пользоваться неисправным инвентарем запрещено!
3.Работать нужно только обутым: обувь предохраняет от случайных порезов и ранений.
4.При пользовании инвентарем движения должны быть умеренными и спокойными, чтобы не нанести травмы товарищу, работающему рядом.
5.Нельзя поднимать большие тяжести.
6. При переноске тяжестейносилкидолжныбытьравномернонагружены. 7.Необходимо соблюдать указанный учителем ритм работы. 8.Работать следует аккуратно, не повреждая опытных участков и выращиваемых растений.
9.Необходимо беречь выданный инвентарь.
10. Нельзя оставлять в траве грабли, мотыги, маркеры – это может стать причиной травмы.
11. Нельзя садиться или ложиться во время отдыха на землю – это может привести к заболеванию.
12. Инвентарь после окончания работы необходимо очистить и сложить в установленном месте.
13. После окончания работы нужно тщательно вычистить одежду и обувь, вымыть с мылом лицо и руки, особоевниманиеобращаяначистотуногтей.
14. Работа может считаться законченной, только если она принята учителем.
- ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ
Раздел 1. Итоги работы за истекший год
1. Количество учеников, принявших участие в работе на учебно-опытном участке.
2. Количество организованных звеньев и число учащихся, работавших в них.
3. Практические умения и навыки, приобретенные учащимися в процессе опытнической работы.
4. Результаты работ учащихся по выращиванию сельскохозяйственных культур:
5. Результаты опытнической работы.
Раздел 2. Работа в текущем году
1. Организация земельной площади учебно-опытного участка (указать площадь учебно-опытного участка и его основных отделов; кроме текстового изложения дается план участка в графическом исполнении с обозначением масштаба, описанием рельефа участка, типа почв, уровня грунтовых вод, источников водоснабжения и т.д.).
2. Опытническая работа (проводится в соответствии с программами по биологии и трудовому обучению):
– учебные опыты по ботанике:
3. Заявка на проведение учебно-опытного участка.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Губченко А.А., Перова Ж.З. Методика преподавания сельскохозяйст-венного труда: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, – 319 с., ил.
2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с. – (Б-ка учителя биологии).
3. Кейран Л.Ф., Покулис Я.А., Вайводе Э.А., Бурунов А.В. Агробиологи-ческая станция Даугавпилсского педагогического института. – Рига: «АВОТС», 1 – 159 с.
4. Палажэнне аб вучэбна-доследным участку агульнаадукацыйнай школы / Біялогія: праблемы выкладання. – Мн., – С. 112–116.